youtube1

 

Бесплатная школа YouTube 3.0

Катастрофы.

Частота встречаемости катастроф:
Метеорологические > Антропологические > Геофизизеские.
Количество жертв:
засухи>наводн.> циклоны> землетр.> вулканы

История катастроф
1. Планетарно-космического масштаба:
    а) ледниковые периоды
        2 млрд - 15 тыс лет назад;
    б) прохождение Земли через ядро  кометы;
    в) столкновение с астероидом.
2. Климатические изменения:
Сабейское гос-во (1,5 тыс лет назад под песком);
2,7 тыс лет назад оз. Чад было выше на 40 м,
а в Сахаре до 400 мм осадков в год.   
3. Землетрясения:
    а) Иудея, 30000 чел.,
         153 г. до РХ;
    б) Антиохия, 269000 чел.,
         526 г. от РХ;
    в) Китай, 1000000 чел.,
         1556 г. от РХ
4. Русские летописи с X по XIX век:
360 засух
350 голодных лет
162 землетрясения
137 наводнений
136 великих бур
105 холодов в начале лета
185 эпидемий и эпизоотий
93 нашествия


Определение понятия катастрофа
Америка: Более 100 смертей  Или 100 тяжелораненных Или 1 млн долларов ущерба.
Россия: Внезапное, быстротечное, чрезвычайно опасное для здоровья событие, при котором возникает острое несоответствие между потребностью в медпомощи и возможностями ее оказания.


Медико-экологические последствия катастроф

Ожидаемые потери при различных катастрофах:

Оценка рисков катастрофы в России:

Классификация катастроф по ВОЗ
•    Метеорологические: тайфуны, торнадо, ураганы, циклоны, морозы, жара, засухи
•    Топологические: наводнения, лавины, сели, оползни
•    Тектонические и теллурические: землетрясения, извержения вулканов
•    Аварии


АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КАТАСТРОФА
Меры предосторожности:
*    по возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек и поездов;
*    громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз;
*    не загромождайте на ночь двери в купе;
*     запомните, где лежат ваши одежда, документы и деньги;
*    на ночь убирайте со столика в купе еду, бутылки и т.п., чтобы при толчке осколки не поранили вас;
*    спать на боковых местах лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить перелом шейного позвонка при резком броске вперед тела в момент столкновения поезда с препятствием.
В случае железнодорожной катастрофы:
*    Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм. При переворачивании вагона, крепко держась руками, упритесь с силой ногами в верхнюю полку, стену и т.п., закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. Прижмите ребенка к себе лицом, прикройте ему голову рукой.
*    После того как вагон обретет устойчивость, осмотритесь, наметьте пути выхода из купе. Если нет опасности пожара, не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники. Выходите из вагона по одному, пропуская вперед детей и женщин.
*    Если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, опустив фрамуги или выбив стекла, предварительно очистив рамы от осколков. Детей и пострадавших вытаскивайте на руках.
*    При обрыве проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30 - 50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.
АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ
АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА САМОЛЕТА
1.    Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками; быстро снимите с себя все острые предметы, прижмите к себе детей. Не вставайте с кресла до полной остановки самолета, пресекайте любым способом возникновение паники в салоне и нарушение центровки самолета.
2.    После прекращения движения самолета немедленно, соблюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как можно дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего.
3.    Окажите первую помощь раненым. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соорудите из подручных материалов навесы для детей и раненых; отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью.
АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ
ВАШ КОРАБЛЬ ТОНЕТ…
1.    Не паникуйте, постарайтесь четко и быстро выполнять все указания капитана, наденьте на себя и своих близких спасательные жилеты, сняв стесняющую одежду и обувь. Быстро, но без спешки поднимитесь на палубу и по команде капитана садитесь по одному в шлюпки (на плоты), пропуская вперед детей и женщин.
2.    Если сесть в шлюпку невозможно, возьмите с собой любой плавающий предмет (круг, доску, пустую полиэтиленовую бутылку с закрытой пробкой и т.п.) и, осмотревшись, прыгайте в воду ногами вниз. Оказавшись в воде, отплывайте от борта корабля на 200 - 300 м.
3.     Увидев шлюпку, в которой имеются свободные места, подплывайте к ней с кормы, не наваливайтесь на борт. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос, обвяжитесь им за пояс и на буксире плывите к берегу за шлюпкой. Экономьте свои силы и массируйте руки и ноги для восстановления кровообращения.
4.    Длительное время находясь в шлюпке, не пейте морскую воду. При сильной жажде кладите на голову мокрый платок, обтирайте им тело. Используйте для добывания пищи снасти, имеющиеся в каждой спасательной шлюпке, ловите рыбу, выжимайте из нее сок и пейте его.

Вероятность индивидуального смертельного риска в различных сферах деятельности
*    Автомобильные катастрофы 0,001
*    Преступления 0,0004
*    Добыча угля 0,00088
*    Строительство 0,000092
*    Сельское хозяйство 0,000087
*    Молния 0,0000001

Атмосфера. Климат.
Атмосфера (atmos - пар, sphaira - шар) - газовая оболочка Земли, связанная с ней силой тяжести и принимающая участие в суточном и годовом вращении.

Первопричиной всех движений атмосферы является усвоение ею и поверхностью Земли солнечной энергии. А характер системы ветров и их сила определяются как распределением солнечного нагревания но поверхности планеты и в толще атмосферы (с учетом разных механизмов переноса теплоты), так и пространственными особенностями охлаждения атмосферы и поверхности их собственным инфракрасным излучением. В свою очередь, основные особенности нагревания и охлаждения атмосферы зависят от распределения материков по земному шару, газового состава атмосферы и степени ее запыленности. Изменение указанных факторов за время существования земной атмосферы приводило соответственно к сильным изменениям в системе ветров. Происходящие антропогенные изменения газового и аэрозольного состава атмосферы также могут отразиться на циркуляции атмосферы.

*    Высотный предел форм жизни – 15 км
*    Процесс фотосинтеза зависит от парциального давления углекислого газа
•    Высотный предел жизни высших растений и животных  
Высокогорье
*    снижено Ро2
*    усилено солнечное облучение
*    холод
*    сухость вдыхаемого воздуха
Горная болезнь
*    0,5-1 км человек не чувствует недостатка кислорода
*    1-2 км чувствуют больные, а здоровые лишь при физической нагрузке
*     до 3 км проявляются приспособительные реакции на гипоксию
*    3-4 км подострая форма горной болезни
*    4-5 км - острая форма
*    8 км и выше человек должен дышать чистым кислородом
*    Острая форма:
*    головная боль, головокружение
*    приступы одышки
*    тошнота
*    кишечные расстройства
*    утрата координации
*    быстрое утомление
*    сонливость
•    Хроническая форма:
           потеря веса
•    эритроцитемия
•    гипертензия малого круга
•    гипертрофия сердца
•    Средства, расширяющие границы адаптации:
•    предварительная тренировка к гипоксии
•    лекарственные препараты
•    ацетазоламид
•    хлористый аммоний
•    витамин С
Озоновый слой
*    «Броня Земли»
*    7-18 км
*    толщина 0,23-0,52 м
*    увеличение от экватора к полюсам
*    минимум осенью
*    максимум зимой
*    в ближайшие 20 лет - истощение на 8 %

9. ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОЗОННОЙ ДЫРЫ" В АТМОСФЕРЕ.

Считается, что уменьшение содержания озона в верхней атмосфере происходит из-за выделения в атмосферу хлоро- и фторосодержащих газов (фреонов). Между тем, против этой гипогезы имеются серьезные возражения. Скажем, почему озоновая дыра выражена сильнее в Южном полушарии, хотя фреоны попадают в атмосферу иреимущественно в Северном полушарии. Скорее всего, механизм исчезновения озона вследствие фотодиссоциации фреонов и хлоросодержащих веществ не является единственным. Конкурентоспособными могут оказаться и иные механизмы. Один из них, возможно не главный, состоит в выделении водорода в районах повышенной вулканической активности, которые расположены как раз вблизи Антарктиды.

Истощение озонового слоя
1. Снижение продуктивности  фито-, зоо-, ихтиопланктонов
2. Снижение урожайности наземных растений
3. Изменение пищевых цепей
4. Изменения в иммунной системе - инфекционные болезни
5. Уменьшение озона на 1%:
увеличение
катаракт на 0,8%
рака кожи на 3%
Озон у поверхности Земли
*    Образуется из атомарного кислорода (двуокись азота) и кислорода воздуха
*    Соединяется с окисью азота
*    Атомарный кислород под воздействием солнечного света дает фотохимический смог
*    Формальдегиды, альдегиды, пероксиацетиловые нитриты (PAN)
*    85-90% антропогенного происхождения
*    менее 360 мкг/м3 не опасен
*    больше: ухудшение респираторной функции, увеличение медиаторов воспаления
*    наиболее чувствительны астматики, аллергики и женщины
*    генотоксический и канцерогенный эффект доказан в опытах in vitro
*    26-31 октября 1948 г.
*    Донор (Пенсильвания, США), безветрие
40% - недомогание
10% - кашель, рвота, тошнота, раздражение слизистых
на 3-й день 20 человек умерло


Загрязнение атмосферы
*    Природные источники
*    Антропогенное
*    Техногенное
*    Влияние на погоду:
увел. тв. частиц , ядра конденсации,  конденсация влаги, туман, дождь
Характеристика атмосферных загрязнений
•    Основные источники – промышленные предприятия, автотранспорт
•    Основные загрязняющие вещества: пыль, серный ангидрид, окислы азота, окись углерода, углеводороды
•    Для различных районов характерно превышение ПДК определенных химических веществ
•    Большой спектр заболеваний вследствие загрязнения атмосферного воздуха
•    Воздействие атмосферных загрязнений  на человека
Канцерогенное диагностические приемы:
*    определение химических загрязнителей
и их метаболитов в  организме человека
*    оценка иммунной системы организма
острое действие
отдаленное действие
хроническое действие


ОПАСНОСТЬ и РИСК
*    “опасность” – качественный параметр
*    “риск” – количественный параметр для определения вероятности повреждающих эффектов в зависимости от длительности воздействия
        Риск = Опасность x Экспозиция
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНОСТИ
*    Данные клинических исследований
*    Токсикологические исследования на животных
Проблемы
•    Для большинства хим. соединений отсутствуют клинические данные
•  Необходимость использовать высокие дозы приводит к проблемам с экстраполяцией эффекта малых доз
Как количественно оценить опасность?
Определить причинно-следственные взаимоотношения между различными хим. загрязнителями и здоровьем человека
построить кривую доза-эффект- график, отражающий зависимость между дозой и степенью проявления эффекта
Коэффициент доза-эффект- (наклон кривой доза-эффект) вычисленное значение изменения годового показателя здоровья по отношению к изменению концентрации загрязнителя


ОСНОВНЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ
Карциногены
   benzene, chromium VI, arsenic, cadmium, nickel,
Другие
    Particulate matter (PM-2.5, PM-10, TSP)
    Sulfur dioxide (SO2)
    Nitrogen oxides (NOx)
    Carbon monoxide (CO)
    Ozone (O3)
Изменение концентрации PM10 на
10 μg/m3  в воздухе приводит к 1% изменению смертности, т.е. коэффициент доза-эффект
β = 1
Диоксид серы
*    Лондон, 5-9 декабря 1952 г., холод, ув. расхода угля, почернение белого смога
*    диоксид серы - 3830 мкг/м3,
*    взвешенные частицы - 4460 мкг/м3
умерло 5000 чел., бронхит - 10 раз, пневмонии - 5 раз, орз - 6 раз, ссс - 3 раза
Для астматиков:
*         Изменение легочной функции
*         Респираторные симптомы
*         Комбинированные нарушения
*    Твердые частицы, SO2, NOx   Смертность
*    Бронхиты
*    Дыхательные расстройства
*    Грудные заболевания
*    Изменение астматического статуса
*    оксиды азота: Расстройство легочной функции
*    Заболевания дыхательных путей            
*    Воспаление легочных тканей        
*    Изменение иммунного статуса
*    Свинец: Ингибитор ферментативных реакций
*    Замедление скорости проведения в периферических нервах
*    Поражение проксимальных канальцев почек
*    Повышение артериального давления
*    Периферическая нейропатия, нарушения психики и поведения
*    Фоновый уровень 10-70 мг/кг
*    Вблизи дорог 138 мг/кг
*    Хорошо связывается бактериями
*    У взрослых людей всасывается 10 %
*    Период полувыведения 28-36 суток
Мутагенность
*    Положительная корреляция с содержанием изомеров динитропирена
*    «Металлургические» города:
Запорожье, Кривой Рог, Мариуполь, Донецк, Макеевка
•    «Химические» города
Северодонецк, Лисичанск, Горловка, Кременчуг, Чернигов, Сумы, Черкассы

youtube2

Авторский видеокурс по заработку на YouTube от 1000 долларов в месяц.
Гарантия результата.