Билет 2
- Подробности
1. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
В соответствии с гигиеническими требованиями питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В отечественные требования к питьевой воде впервые введены паразитологические, радиационные и некоторые химические и микробиологические показатели.
В 1996 году в Российской Федерации приняты действующие в настоящее время первые санитарные правила и нормы – СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.», в которых учтены ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая» и европейские рекомендации ВОЗ «Руководство по контролю качества питьевой воды», изданных в Женеве в 1994 году.
При обнаружении в пробе питьевой воды колиморфных бактерий или колифагов их определяют в повторно взятых пробах воды. Одновременно определяют содержание хлоридов, аммонийного азота, нитритов и нитратов. При обнаружении в повторно взятых пробах воды более 2 общих колиморфных бактерий в 100 мл, термотолерантных колиморфных бактерий и колифагов пробы воды исследуют на патогенные бактерии кишечной группы и энтеровирусы. Такие же исследования проводятся по эпидемиологическим показаниям по решению центра Госсанэпиднадзора.
Безопасность воды по химическому составу определяется по обобщенным показателям, по содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение. К этой группе относятся 22 неорганических и 3 органических вещества. Из них по органолептическому признаку вредности нормируется 6, а по санитарно-токсикологическому – 20 соединений, по содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе её обработки в системе водоснабжения, по содержанию вредных неорганических и органических химических веществ, поступающих в систему водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека. К последней группе относят более 1200 химических соединений. При обнаружении в питьевой воде нескольких токсичных веществ, относящихся к 1-му и 2-му классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к ПДК не должна быть больше 1.
Общая альфа-радиоактивность не должна превышать 0,1 Бк/л, а общая бета-радиоактивность 1,0 Бк/л.
В Российской Федерации действует СанПиН 2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.» Вода нецентрализованного водоснабжения по составу и свойствам должна соответствовать следующим нормативам: запах – не более 2-3 баллов; привкус - не более 2-3 баллов; цветность – не более 30 градусов; прозрачность – не менее 30 см по шрифту; мутность – не более 2 мг/л; нитраты – не более 45 мг/л; коли-индекс – не более 10. Содержание химических веществ не должно превышать ПДК.
2. "Школьная зрелость", понятие, критерии оценки. Роль медицинских осмотров в определении готовности детей к обучению в школе.
Первые дни в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год.
Одной из главных причин специалисты называют несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Недостаточная "школьная зрелость" чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии. Прежде всего это касается психики ребенка. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, то есть восприятия речи. Существенное значение имеет отсутствие у ребенка дефектов звукопроизношения. Очень важны способность снижать на определенное время высокую двигательную активность, умение сохранять рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.
"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная незрелость" проявлялась лишь в плохих оценках… К сожалению, у "незрелых" детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано прежде всего с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.
Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше.
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о готовности ребенка к школе. Определение готовности детей к обучению проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад). Такая диагностика - часть углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Врачи рекомендуют проводить диагностику "школьной зрелости" дважды. Первый раз в октябре-ноябре, почти за год до поступления в школу. Это позволит родителям дошкольников с отставанием в развитии необходимых функций заранее провести коррекцию. Например, ребенок с дефектами речи может позаниматься с логопедом. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем выше будет их эффективность.
Повторная диагностика (в апреле-мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе выполняется далеко не всегда. Однако ситуация не безнадежна. Во-первых, если ребенок посещает детский сад, опытный воспитатель с большой степенью точности может определить проблемы в развитии ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, которые тоже могут помочь.
Если ему 6,5 лет - повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
"Незрелость" детей не может быть причиной отказа в приеме для обучении в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.
3. Решите задачу и ответьте на вопросы
Оцените физическое развитие ребенка регрессионным методом;
Фамилия, имя
|
Пол
|
Дата рождения
|
Дата обследования
|
Длина тела, см
|
Масса, кг
|
ОГКв паузе, см
|
Бакалов Вова
|
м
|
18.10.84г.
|
16.05.98г.
|
139,8
|
31,0
|
66,8
|
Оценка по шкалам регрессии между парами признаков (длина и масса тела, длина тела и ОГК) – в какой группе величин каждый признак + гармоничность.
а) перечислите основные закономерности роста и развития детского организма,
Наиболее интенсивный рост в ранние этапы развития + увеличение основных морфологических показателей, неравномерность развития различных органов и систем в разные этапы онтогенеза, наличие некоторой вариабельности в протекании онтогенеза у различных детей
б) какие вы знаете соматоскопические показатели, используемые для оценки физического развития детей и подростков,
Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жирообразования, эластичность кожи, половое созревание.