Билет 5
- Подробности
1. Пищев отравл бактериальной природы.
ПО – острые забол, возникающие в рез-те употребления пищши, массивно обсемененной микроорганизмами определенного втда или содержащей токсичные для орг-ма вещ-ва микробной или немикробной природы. Признаки ПО: - внезапное острое начало с коротким инкуб периодом, - каждое ПО связано с употребл в пищу какого-то одного продукта, - не передаются от больного чел к здоровому.
ПО бактериальной природы.
Часто им массовый хар-р, короткий инкубационный период (часы), только пищевой путь передачи, территориально ограничены ареалом реализации.
А. токсикоинфекции –( Proteus vulgaris, S. Faecalis, B. Cereus, C. Perfringens, Кlebsiella, Pseudomonas). Инфицирование кратковременное (инкуб период6-24 ч), интоксикация выраженная. Необходимы благоприятные условия – содерж микробов не < 103 в 1 г или мл продукта, снижение резистентности организма. Гибель в-лей в ЖКТ-->эндотоксины (липополисахарды) --> местн проявления (воспаление, дисбактериоз, нарушение моторики), общетоксические проявления (головная боль, температура, наруш деят-ти серд-сосуд и нервной систем).
Б. Токсикоз – отравление токсинами S. Aureus:Источник – люди на пищ предприятиях с гнойными заболеваниями(панариции, ангины, нагноившиеся раны), больные маститом животные. Обычно в молочных продуктах, фарше. Ботулизм (Cl. botulinum): инк пер 2-12ч. офтальмоплегический и бульбарный синдром. Ботулотоксин – сам сильный, при кипячении разрушается за 10 мин. Образуется в анаэробных условиях (консервы). Споры устойчивы. В. сочетание А и Б.
Профилактика: 1)изоляция ист возбудителя инфекции. (больные и носители отстраняются от работы на пищ предприятиях, ветерин контроль животных и птицы).2)прерывание путей обсеменения продуктов (соблюдение правил забоя скота, обработки, транспортировки, технологии приготовления пищи, контроль здоровья персонала пищеблоков). 3)Предупр размножения м/о и токсинобразования (условий хранения, консервирования и сроков реализации). 4) обезвреживание потенциально опсных продуктов.
+ сущ. Пищевые микотоксикозы (эрготизм, фузариотоксикозы, афлатоксикоз (аспергиллами). Правда это все не бактерии.
2. адаптация к школе.
2 аспекта: 1)физиологич (изм ВНД), 2)социально-психологич (усвоение школьных норм). Сроки адапт – 3-16 нед. Учитываются соматич признаки , если наблюдаются недостаточн прибавка массы (900г), рост заболеваемости, снижение Hb до 116, ухудш зрения -->неблагоприятн адаптация. Оценивают выраженность невротических реакций – если слабо или не выражены в первые полгода – благопр адаптац. Учитывают отягощенный акушерский анамнез (родовая травма), сотрясение мозга. Факторы, влияющие на успешную адаптацию: 1. а) уровень функциональной готовности организма, б)готовность к письму, в)речь. Проводят тесты (Керна-Ирасика). 2.Соответствие биологического возраста фактическому. Отсрочка – замедл роста(< 4 см/год), нет постоянных зубов. 3. Состояние здоровья ребенка.4.Микросоциальные семейные условия. 5.Предварительн пребывание в детском саду. 6.Содержание обучения, методика преподавания. 7.Роль учителя.
Состояние здоровья определяет развитие детей, их готовность к труду, обучению, спорту. Школьные врачи, педагоги должны определять “школьную зрелость” – уровень псих и физ развития, при котором ребенок справляется со всеми требованиями школьного обучения. С гигиенич позиций определяется функциональной зрелостью основных физиологических систем орг-ма к моменту поступления ребенка в школу, которая обеспечивает обучение без вреда для здоровья. Иначе – в 1 классе могут возникнуть физиологические отклонения, обостриться хрон забол, появиться новые. Выявляют детей из группы риска (с отставанием физ развития, функц отклонениями, хронич заболеваниями). Назначают лечение и оздоровительные меропр.
Определение готовности детей к школе: Кажд ребенок:1.Мед осмотр (октябрь-ноябрь) – в дет саду, поликл (в 6 лет)– педиатр, лор, ЛОР, хир-ортопед, стоматолог, врач детского дошкольн учрежд - иссл. школьно-необходимых функций – рез-ты заносят в мед карту (форма О26-У). Если наруш здоровья – лечебно-профил меропр, отставание в развитии, моторике, речи – упр для коррекции. 2. апрель-май – повторн психл-физиол обследование тех детей, которые были признаны не готовыми к школе. Искл: перед началом учебного года. Заключение о степени готовности дается: врачом школы, логопедом, педагогом, педиатром. Неготовые: откл в состоянии здоровья, указанные в перечне; отст в биологич развитии; выполняющие тест Керна-Ирасека >9 баллов; дефекты звукопроизношения.
3-задача. Скорее всего это комплексный метод
Фактич показатели |
норма |
|
|
Втор пол призн |
|
|
Отстает |
Прибавка в росте |
|
|
Соответ |
Кол зубов |
|
|
|
Пример заключения: девочка хр заб не имеет, физ развитие девочки отстает от возраста, низкое, гармоничное. Физиометрич показатели отличные. Состояние ССС соответств возрасту, иммуно-биологич резистентность организма хорошая -->гр здоровья 2-ая (астенич. Проявления), группа по физкультуре основная (или подготовительная).
А) разные системы развиваются неодновременно, в разные периоды. Напр: Нервн с-ма к моменту рождения незрелая, формирование мозга заканчивается лишь к 8-9 годам; костная с-ма заканч формир к 21-25 годам. Мышцы – сначала развив крупные, позднее мелкие; мышцы спины в 7 лет еще слабые --> м б искривление. Моторика – в 7-8 лет тонкие движения трудно. Зрение – к 6 мес ребенок уже может координировать движения глазн яблок, к 1 году – различать цвета.
Б) дайте понятие гигиенической нормы в гигиене детей и подростков.
Билет 5, задача.
Признак Центильный интервал
Рост 2
Масса 2
Окр гр кл 2
ЖЕЛ 6
Мыш сила прав 6
Мыш сила лев 6
ЧСС 6
Мах давление 6
Мин давление 6
Оценка физического развития: физ развитие 1)низкое 2)гармоничное.
[Это на всякий случай - Оцениваются: 1)наличие или отсут сопротивляемости 2)Налич хрон забол 3)Налич факторов риска.
Еще оцениваются: 1)зубной возраст 2)длина тела и ее годовая прибавка 3)Степень оссификации 4)Втор половые признаки.]
Для оценки биологич возраста: Девочка, 14лет
Признак Фактич показатели Норм показатели Оценка
Ср год прибавка 4 2-3 Отстает
длины тела,см
Зубы, постоян 26 28 Отстает
Втор полов признаки Ма3 Р2 Ах13 Ме0 Ма2/3 Р3 Ах2/3 Ме0 Отст от календарн возр.
Заключение по биологич возрасту: Физич развитие девочки отстает от биологич возраста. Физиометрич показатели отличные. Функцион состояние серд-сос с-мы соотв возрасту. Девочка хр заболеваний не имеет. Иммуно-биологич резистентность организма хорошая. Группа здоровья: II (астенич проявления). Группа по физ-ре: подготовительн.
Общее заключение: Девочка хрон забол не имеет. Физ развитие девочки отстает от возраста – низкое, гармоничное. Физиометрич показатели отличные. Функц состояния ССС соотв норме. Иммунобиологич резистентность хорошая. На основании этих данных ставим II группу здоровья (астенич проявления) и подготовительную по физ-ре.
а) перечислите гигиенические принципы группировки детей и подростков по состоянию здоровья
Учёт хронических заболеваний, функционального состояние ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также «текущей» заболеваемости.
б) какое значение имеет распределение детей на группы здоровья. Это необходимо для установления тяжести патологии конкретного ребенка, для структуризации работы с детьми, для выработки тактик работы медперсонала с этими детьми, для установления нормативов адекватной физической и психоэмоциональной нагрузки для этих детей.